Принципы эквализации инструментов и вокала. Все индивидуально, но может найдете для себя что-то полезное 😉 (САМАЯ БОЛЬШАЯ ШПАРГАЛКА ПО ЭКВАЛИЗАЦИИ) Эквалайзер представляет собой несколько электронных фильтров , позволяющих изменять амплитудно- частотную характеристику звукового устройства. Вокал или , спектр голоса можно разделить на три основных полосы , соответствующих главным речевым компонентам: основе, гласным и согласным. Область голосовой основы расположена на участке спектра: приблизительно между 125 и 250 герцами. Основа позволяет определить, кто именно говорит , и правильная ее передача является неотъемлемой частью качественного звука . Гласные проводят наибольшую голосовую энергию и занимают полосу 350 до 2000 герц. Согласные , расположенные на участке от 1500 до 4000 герц , обладают небольшой энергией, но зато являются основной составляющей разборчивости голоса. На участок от 63 до 500 герц приходится около 60% всей энергии голоса, но он только на 5 % влияет на разборчивость. Область 500 - 1000 герц обеспечивает 35 % разборчивости , в то время как на диапазон от 1 до 8 килогерц приходится 5% от энергии и 60 % от разборчивости. Уменьшение уровня составляющих низкочастотной части спектра и увеличение уровня в диапазоне от 1 до 5 килогерц увеличивает разборчивость и ясность голоса. Вот несколько примеров изменения тембра звука. Частоты ниже 100 герц делают звук более массивным, ощутимым и бубнящим, не несут в себе никакой тембровой информации. Частоты от 100 до 250 герц добавляют звуку полноты. Поднятие АЧХ на участке 100 - 250 герц делает вокал гулким. Вырезание участка 150 - 500 герц порождает пустоту, неосновательность. Частоты от 400 до 600 герц делают звук более грубым и хриплым, уменьшение уровня на участке от 500 до 1000 герц влечет за собой излишнюю жесткость. Частоты от 600 до 800 герц добавляют звуку полноты и глубины. Частоты от 1 до 2 кГц могут усилить атаку звука и обозначить удар барабана. Частоты от 2 до 4 кГц делают звучание инструмента более близким , усиливают эффект присутствия. Поднятие части спектра около 3 килогерц несет жесткую металлическую гнусавость. Уменьшение усиления в полосе от 2 до 5 килогерц приводит к общему снижению разборчивости, делает звук безжизненным. Частоты от 5 до 7 кГц делают звук инструмента более резким. Поднятие участка от 4 до 10 килогерц приводит к свистам и появлению "звукового песка". Частоты от 10 до 18 кГц добавляют звуку прозрачности и воздушности. Тембровая коррекции вокала. 80 - 125 герц Придание чувственности певцам, поющим в басовом регистре.Для создания полноты можно поднять частоту 150 Гц на 2 -3 дБ 160 - 250 герц Звуковая основа.Усиление частот от 120 до 250 Гц придаст звуку теплоту. 315 - 500 герц Очень важно для качественного звука . 630 - 1000 герц Важно для естественного звучания. Чрезмерное поднятие приводит к получению " телефонного звука " . 1250 - 4000 герц Артикуляция вокала , манера исполнителя. Для мужского голоса следует понизить частоты 2 .8 — 3 кГц. Усиление частот от 2 ,5 до 4кГц подчеркнет атаку , а усиление 5 кГц придаст яркости. 5000 - 8000 герц Очень важно для разборчивости. Чтобы усилить эффект присутствия , добавь несколько децибел на частоте 5 -6 кГц. 1250 - 8000 герц Придают чистоту и ясность. 5000 - 16000 герц Чрезмерное усиление приводит к сыпучему , свистящему звуку. Если в вокале присутствует свист , тогда нужно снизить усиление между 7 и 10кГц. Для яркости и прозрачности подними уровень выше 12 кГц. Слишком сильное увеличение уровня на участке 200 - 400 герц приводит к маскировке согласных , таких как "м " , "б " , "в ". Слишком сильное увеличение уровня в диапазоне 1000 - 4000 герц приводит к быстрому утомлению слуха. Вокал можно слегка осветлить , подняв в районе 3 килогерц , одновременно уменьшив усиление на этой же частоте у всех инструментов аккомпанимента. Тембровая коррекция музыкальных инструментов. Частотные диапазоны музыкальных инструментов. Скрипка Частотный диапазон от 196 Гц до 2100 Гц Обертоны до 10 кГц Эквализация Теплота около 240 Гц Струна 2 ,5 кГц Атака 7 -10 кГц Контрабас Частотный диапазон от 41 Гц до 260 Гц Обертоны до 8 кГц Эквализация Полнота от 80 Гц до 100 Гц “Тело ” 200 Гц “Струна ” 2 ,5 кГц Акустическая гитара Частотный диапазон от 82 Гц до 1175 Гц Обертоны до 12 кГц Эквализация Теплота 240 Гц Ясность от 2 кГц до 5 кГц Атака 3 ,5 кГц Электрическая гитара Частотный диапазон от 82 Гц до 1570 Гц Обертоны 5 кГц Эквализация Полнота 240 Гц Теплота 400 Гц “Струна ” 2 ,5 кГц Труба Частотный диапазон от 160 Гц до 1175 Гц Обертоны до 15 кГц Эквализация Полнота от 120 Гц до 240 Гц Раструб 5 кГц Атака 8 кГц Туба Частотный диапазон от 29 Гц до 440 Гц Обертоны до 1 ,8 кГц Эквализация Полнота 80 Гц Резонанс 500 Гц Предел 1 ,2 Гц Рояль Частотный диапазон от 27 Гц до 4200 Гц Обертоны более 13 кГц Эквализация Теплота 120 Гц Ясность от 2 ,5 кГц до 4 кГц Атака 8 кГц Флейта (малая ) Частотный диапазон от 587 Гц до 4200 Гц Обертоны около 10 кГц Эквализация Теплота от 50 Гц до 700 Гц Дыхание 3 ,2 кГц Воздух 6 кГц Гобой Частотный диапазон от 247 Гц до 1400 Гц Обертоны до 12 кГц Эквализация “Тело ” 300 Гц Резонанс 1 ,2 кГц Атака 4 ,5 кГц Кларнет Частотный диапазон от 147 Гц до 1570 Гц Обертоны до 4 кГц Эквализация Раструб 300 Гц Гармоники 2, 5 Гц Воздух 5 ,2 Гц Литавры Частотный диапазон от 73 Гц до 130 Гц Обертоны до 4 кГц Эквализация Теплота 90 Гц Атака 2 кГц Воздух 4 ,5 кГц Электрическая бас -гитара Частотный диапазон от 41 Гц до 250 Гц Обертоны до 8 кГц Эквализация “Тело ” 80 Гц Теплота 300 Гц “Струна ” 2 ,5 кГц Альт Частотный диапазон от 130 Гц до 1050 Гц Обертоны от 8 кГц до 10 кГц Эквализация Полнота 200 Гц “Струна ” 2 ,4 кГц “Скрип ” 4, 2 кГц Большой барабан ( бочка) Частотный диапазон не определяется Обертоны около 4 кГц Эквализация “Тело ” 120 Гц Звук бочки 400 Гц Предел 3 кГц Малый барабан Частотный диапазон не определяется Обертоны до 8 кГц Эквализация “Тело ” 120 Гц и 240 Гц “Пустотелость ” 400 Гц Резонанс 2 ,5 Гц Тарелки Частотный диапазон не определяется Обертоны до 3 ,5 Гц Эквализация Раструб тарелки 220 Гц Ясность 7, 5 кГц Воздух 10 кГц Томы Частотный диапазон не определяется Обертоны до 3 ,5 кГц Эквализация Полнота 120 Гц Предел 5 кГц Коррекция музыкальных инструментов. 31 - 50 герц Дают музыке мощность и энергию . При чрезмерном их подчеркивании звук может помутнеть , стать тусклым. Так же маскируют некоторые гармонические компоненты. 80 - 125 герц При чрезмерном поднятии их возникает "бум- эффект " 160 - 250 герц Обычная проблема большинства миксов. Избыток лишает фонограмму мощности , но они , все же , необходимы для "теплого " звучания фонограммы . 160 герц самая раздражающая частота. Здесь же расположена звуковая основа бас - гитары и других бас -инструментов 300 - 500 герц Здесь расположена звуковая основа струнных и перкуссионных инструментов . 400 - 1000 герц Основа и гармоники струнных , клавишных и перкуссии. Важная область , отвечающая за естественность звучания - здесь расположен именно "голос" инструмента. Избыток приводит к "трубоподобности " звучания. 800 - 4000 герц Область, для выделения инструмента, легкого подогрева его звучания. Избыток приводит к быстрому ауральному утомлению . 1000 - 20000 герц Избыток заметно "истончает" звук. 4000 - 10000 герц Область разборчивости перкусии, тарелок , малого барабана. 5000 герц Отвечает за прозрачность . Избыток привносит некоторую " отдаленность" звучания. 8000 - 20000 герц Очень часто именно с ней ассоциируется понятие " качества записи " или микса. Именно здесь лежит источник " глубины " микса и чистоты его " атмосферы" . Избыток приводит к пронзительному и ломкому звучанию . Большой барабан: кроме обычного вырезания области от 200 до 400 герц обычно вырезается узкая полоса спектра в области 160 , 800 и 1300 герц . Это позволяет освободить место для звуковой основы бас - гитары и музыки в целом. Применение ВЧ фильтрации от 50 герц позволяет уплотнить звук большого барабана , оставив для компрессора именно тот сигнал , с которым он может музыкально работать. Подъем 5 - 7 кГц - для отчетливого щелчка. Для уменьшения картонного призвука у большого барабана, нужно вырезать немного между 600 и 800 Гц. Для того чтобы подчеркнуть щелчок удара колотушки нужно приподнять частоты от 2 ,5 до 5 кГц. Малый барабан : Большинство моделей малых барабанов требуют лишь " подрезать" несколько частот . Начните с 400 герц , 800 герц и некоторого количества 1300 герц . При обработке малого барабана усиление от 3 до 5кГц подчеркивает атаку , а подъем на частоте 10 кГц делает звук хрустящим. Если малый барабан слишком " торчит " в миксе, но вы нехотите изменять его уровень, приснимите немного 5 кГц - это слегка "отдалит " его, и потом скомпенсируйте это легким поднятием 10 кГц. Хай- хэт: В НЧ участке спектра содержится очень мало информации о звуке хай-хэта. Применение ВЧ фильтра с частотой среза 200 герц может освободить звук от нежелательной грязи. Основными в звуке хай-хэта являются частоты в диапазоне от 400 до 1000 герц , а особенно 600 - 800 герц . Для осветления звука достаточно поднять АЧХ на участке выше 12500 кГц . Томы и флор -томы : требуют вырезания участка от 300 до 800 герц. Кроме этого , участок ниже 100 герц не несет в себе практически никакой тембровой информации , а лишь маскирует собой полезные гармоники и искажает естественное звучание томов . Overhead: верхние микрофоны - определяют звук установки в целом. Они дают барабанам немного пространственного объема. Они , как правило , требуют ослабления усиления в районе 400 герц и хорошей фильтрации ВХ от 150 герц. Они не используются для придания мощности звуку барабанов, а лишь "красят " его. Можно вырезать все , что маскирует гармонические составляющие звука или " притупляет" его. Вырезание участка около 800 герц и поднятие верхней части спектра от 12500 герц принесет большую "определенность " звуку барабанов в миксе и добавит необходимую долю прозрачности. Для том- тома рекомендуется небольшое усиление в полосе от 200 до 250 Гц. Если тарелки звучат неясно, срежь несколько децибел в полосе от 1 до 2кГц . . Ударные инструменты с высоким тоном , такие как шейкер, хорошо звучат если немного усилить высокие частоты ( выше 10 кГц ).. Это придаст звуку яркость и мягкость .. Можно срезать все частоты ниже 500 Гц, чтобы избавится от резкости , которая иногда может возникать при слишком близком расположении микрофона при записи Бас - гитара: Бас -гитара и большой барабан «бочка » работают в близких диапазонах , поэтому нужно стараться чтобы были ясно слышны оба инструмента. В районе 800 герц находится область, отвечающая за чистоту звучания бас -гитары . Лучший путь поиска звука бас - гитары - это обрезать все, что ниже 150 герц, сформировать тот звук , который нужен в средней части спектра, и потом постепенно возвращать " низ" до тех пор, пока не вернется " основа" звука - до того момента , когда она начнет маскировать " область чистоты ". Непосредственно тембр формируется в области середины - 400 и 800 герц внизу и от 1000 до 5000 наверху . Все , что больше 5 килогерц - лишь придает прозрачность и ясность. Не забывайте контролировать спектр инструментов по отношению друг к другу . Например , не ярче ли звук большого барабана, или пиано, или тарелок , чем вокал. Эквализация клавишных Общие советы : увеличение на 450 Гц придаёт полноту звука , на 450 Гц — тепло , повышение на 3 дб 4 кГц придаёт звуку выразительности , а 7 кГц — выделяемости в общем миксе. Эквализация рояля : понижение на 3 дб 160 Гц снижает гул, увеличение 400 Гц на 4дб придаёт тепло, увеличение 10 — 15 кГц на 4дб придаёт звуку высокочастотный блеск. Эквализация органа : понижение 150 Гц на 6 дб убирает бас , подъём 3 кГц на 4 дб добавляет атаку. Общие принципы эквализации. 50 герц Увеличение , добавляет полноту инструментам , звучащим в низкочастотном участке спектра : большой барабан , томы и бас -гитара . Уменьшение, позволяет избежать появления "boom" -эффекта и маскировки высших гармоник и увеличивает "читаемость " басовых партий. 100 герц Увеличение , добавляет жёсткости инструментам , звучащим в басовом регистре. Добавляет наполненности звукам гитары и малого барабана. Добавляет теплоты пиано и духовым инструментам . Уменьшение, убрает бубнение из звука гитары и увеличиват его разборчивость. 200 герц Увеличение, добавляет полноты партии вокала, звуку малого барабана и гитары (используется в жёсткой музыке). Уменьшение, позволяет избежать мутного саунда инструментов, звучащих в среднечастотном диапазоне и избежать гонгообразного звучания тарелок. 400 герц Увеличение, добавлят ясности басовой партии, особенно при прослушивании на малой громкости . Позволяет избежать картонного звука у низкозвучащих ударных (томы , большой барабан). Уменьшение, подчеркивает объёмность звучания тарелок. 800 герц Увеличение делает чистым и мощным звучания бас - гитары . Уменьшение, избавляет от "дешёвого " звука гитар. 3 килогерца Увеличение подчёркивает атаку бас - гитары и атаку электро- и акустических гитар. Подчёркивает атаку партии пиано, исполненной в низком регистре. Подчёркивает чистоту и жёсткость вокальной партии. Подчёркивает придыхание и мягкости бэк -вокальных партий. Уменьшение, маскирует гармоническую нестройность вокала или гитар. 5 килогерц Увеличение подчёркивает атаку бас - гитары и её гармоник. делает вокал разборчивым.Подчеркивает атаку низкозвучащих барабанов ( большой барабан , томы). Делает более "пальцевым " звук бас -гитары. Подчеркивает атакупиано, акустических гитар и яркость партии гитар ( особенно, рок-гитар) . Уменьшение, помогает избежать " вялого " звучания электро - и акустических гитар. Делать звук партий,звучащих на заднем плане более отдалённым. Смягчает звук гитар. 7 килогерц Увеличение создает атаку у низкозвучащих барабанов ( более металлический звук). Создает атаку перкуссионных инструментов. Позволяет работать с "вялым" вокалом. Делает более "пальцевым" звук бас -гитары. Добавляет резкости звукам рок- гитар, синтезатора , акустических гитар и пиано. Уменьшение, уменьшает энергию свистящих согласных . 10 килогерц Увеличение осветляет вокал. Создает лёгкий прозрачный звук акустической гитары или пиано . Подчеркнивает жёсткость в звучании тарелок . Уменьшение, уменьшает энергию свистящих согласных . 15 килогерц Увеличение осветляет вокал ( звук с придыханием), тарелки струнные, флейту. Делает звук